?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

IMG_20180807_234424

Гостиничная сеть  Four Seasons, безусловно, входит в пятёрку лучших в мире. А отель Four Seasons в Будапеште, по моему мнению,  является самым красивым  отелем сети и самой настоящей жемчужиной в их ожерелье.  И именно поэтому, каждый раз, когда мы приезжаем в Будапешт мы останавливаемся именно здесь.   Так было и в этот раз. И этот пост будет не про детей и даже не очень про путешествия, а про гостиницу.  Разумеется это не будут фотографии из серии «Вот вид с нашего балкона», «Вот наш номер»,  «А это мини-бар» и «Даша на завтраке».  
Но, если вам:
— интересно посмотреть много фотографий уникальной  гостиницы —  настоящего шедевра архитектуры начала 20 века и настоящего шедевра реставрации
— интересна архитектура вообще
— интересен стиль ар-нуво в частности
— интересно  расширить свой кругозор
— интересно посмотреть на лучшую гостиницу  одной из самых крутых гостиничных сетей

… прошу  под кат.    Остальные могут легко пропустить этот пост. 


Итак, мы прилетели в Будапешт 
 IMG_20180807_102506

В Будапеште очень удобно, что тебя не везут на автобусе, а ты выходишь из самолёта,  сам идёшь  небольшое расстояние пешком и сразу  попадаешь в здание аэропорта.
IMG_20180807_102513

Но вот мы и в городе. И вот это роскошное здание.
IMG_20180807_195650

Обратите внимание, что в своё время оно было построено за 2 года (ха-ха, сейчас такое невозможно себе даже представить)
IMG_20180807_195700

В 1904 году начали строить  и в 1906 году закончили включая всю внутреннюю отделку и предметы интерьера
IMG_20180807_200358

Здание строилось для британской страховой компании Gresham Life Assurance Company и на их деньги.
IMG_20180807_200556

И получило название Gresham Palace — Дворец Грешем (Грешем — это фамилия основателя Лондонской биржи). К сожалению здание очень сложно сфотографировать потому что оно большое, прямо перед ним дорога с интенсивным движением, а с другой стороны парк и деревья загораживают здание, плюс я ещё на телефон всё это снимал, но наверху слева по оси здания виден барельеф в виде головы мужчины — это вот как раз и есть Томас Грешем.
IMG_20180807_200424

Здание построили  в модном тогда стиле ар-нуво, в котором  традиционно колоссальное внимание уделяется  деталям. 
IMG_20180807_200529

Дворец расположился на набережной Дуная прямо напротив Цепного моста — то есть в самом выигрышном месте. Завершая историю здания, хочу сказать, что в нём располагались офисы Общества и несколько жилых апартаментов для руководства. Во время войны тут были казармы Красной Армии, после войны во времена Венгерской Народной Республики — это был ветхий жилой дом. В наши дни жилое здание расселили, в реконструкцию первого этапа в 1999 году было вложено порядка 85.000.000 долларов. Денег не хватило и последовал второй этап. В 2004 году отель начал функционировать в том виде, в каком мы его знаем сегодня.
IMG_20180808_153113

Деньги, как известно, можно вбухать куда угодно и сколько угодно, но результат далеко не всегда зависит от этого. Здесь же реконструкция прошла столь тонко, деликатно и с таким вниманием к мелочам и деталям, что любоваться этим зданием и рассматривать его можно бесконечно. Вот посмотрите как обработан гранит на цоколе.  Ну во-первых этот плавный изгиб сверху. Это всё очень сложно — наши прекрасные современные архитекторы со всем арсеналом компьютерных программ и технологий не умеют и не могут обеспечить такую плавность линии. Их проще делать по старинке, вручную «по месту», чем мучиться на компьютере. Смотрите на дальний план, видите — изгиб сначала идёт глубже, а потом снова из ложбинки плавно вытекает «юбкой» вниз. 
IMG_20180808_153053

Во-вторых с  торца изгиб вообще немного другой. Видите? Слева и справа от оси глубина ложбинки разная. Вот он ар-нуво — стиль деталей и нюансов. 
IMG_20180808_153029

То есть, понимаете,  был вот художник, который сидел и ничем не занимался , а только отдельно рисовал именно цоколь.   Не спеша, обстоятельно, продумывая и прорисовывая каждую деталь. Так вот и рождалось произведение искусства. 
IMG_20180808_153026

В-третьих — это вот эта совершенно прекрасная полоса, сделанная не просто более светлой, но и на контрасте с полированным гранитом она шершавая и чуть углублена. Я уж не знаю как это было сделано и какая технология применялась  — травление, обжиг или пескоструйка, но выглядит это невероятно элегантно и роскошно. 
IMG_20180807_200228

Ар-нуво — стиль плавных, тягучих линий, естественной красоты, природных мотивов.
И вот  у этого довольно высокого здания не менее высокий, пропорциональный ему цоколь.  И тёмно серый унылый  двухметровый гранит   расчерчивают  эти «волны» , придавая ему легкость и делают его изящным и лёгким.
IMG_20180807_200131

И ещё раз зацените, пожалуйста профиль. В принципе можно не жить в отеле. Достаточно просто прижаться к этому цоколю, обнять его и уже достаточно. Жизнь прожита не зря. 
IMG_20180807_200219

Вот казалось бы — сделали цоколь. Такой цоколь, что больше уже ничего и не надо для счастья. Но нет. Им всё мало. Вы посмотрите — на некоторых углах (разумеется не на всех — на всех это было бы слишком примитивно и прямолинейно), всё меняется.  Волны становятся другими, а матовый и глянцевый гранит тоже меняются местами — теперь всё основание сделано из матового и лишь верх из глянцевого. А потом они подумали-подумали —  чего бы ещё сделать? — и там где основание матовое добавили глянцевый плинтус внизу. И тоже асимметричный  — с одной стороны уже, с другой стороны шире. Фантастика. 
IMG_20180808_153036

А как выполнен угловой переход? А? Конечно всё это делали вручную. 
IMG_20180808_153042

На некоторых плоскостях здания  гранит уже другого цвета (ну не могут же цоколь  и корпус здания быть из камня одного цвета — так же не красиво!) и добавлен орнамент из темного металла. 
IMG_20180808_153124

Весь фасад здания украшают маленькие золотые вставки в стиле Климта,
IMG_20180813_190059

которые светятся  в лучах заходящего солнца.
IMG_20180813_030753

Тут памятная доска , а под ней роскошный барельеф в виде репейника — одного из символов модерна.
IMG_20180807_200147

Все арки —  эллипсовидные. Их тоже замучаешься проектировать. 
IMG_20180807_200055

Центральный вход украшает огромный козырёк из толстого стекла также плавной формы, с поворотами абриса в виде эллипсов.
IMG_20180807_200048

Обратите внимание на раму она вся неровная, как будто  она «плывёт»
IMG_20180813_163307

и ни одного острого угла
IMG_20180813_163257

Продумано всё — перед входом вот так асимметрично уложена плитка. Но это там, где ходят люди, чтобы отделить пешеходный путь от автомобильного.
IMG_20180807_200344

А там где машины — там другая плитка. И другого цвета и по другому уложена. 
IMG_20180807_200037

И ещё вот эти металлические вставки. 
IMG_20180813_163325

Никакой функциональной роли они не играют — просто для красоты. Типа разбавить однообразие камня и нарушить симметрию. 
IMG_20180813_163334

Вообще ар-нуво  крайне не функциональный стиль. Всё подчинено только красоте, несмотря на затраты , несмотря на отсутствие необходимости. Стиль для тех, кто может себе его позволить.  Архитекторы ар-нуво проектировали крыши зданий с украшениями. На вопросы критиков — «зачем делать украшения и тратить уйму денег на декорэлементы и дорогущие отделочные материалы  которые всё равно никто никогда не увидит?» они отвечали: «А как же птицы?»
IMG_20180813_163343

Ну   что, зайдём уже внутрь? Ручка на входной двери конечно же не тупо-прямоугольная. И инкрустирована металлическими вставками другого  цвета. 
IMG_20180809_143323

Роскошный холл, но главное в нём это мозаичный пол вот с этим тёмно-зелёным орнаментом.
IMG_20180807_234018

Он называется «удар хлыста» — видите как загнут кончик? 
IMG_20180807_234030

Я снимал эти фотографии вечером, а вот этот же холл утром
IMG_20180811_105159

Смотрите, какая деликатная работа
IMG_20180813_030305

Дневной свет проходит  сквозь стеклянный потолок
IMG_20180811_105632

Когда это здание построили, оно тут же привлекло к себе внимание и  сразу стало очень модным. Справа и слева видны двери — это были самые модные бутики и кафе того времени.
IMG_20180813_130937

В одной части холла был мужской клуб — сигары, трубки, карты (там теперь находится  лобби-бар, о котором я расскажу в самом конце), а  в этой части был женский клуб — кофе, пирожные и светские сплетни. Холл заканчивается ажурной кованой решёткой с орнаментом, изображающим  павлинов — символ богатства и роскоши.
IMG_20180811_105420

Вечером все стеклянные потолки подсвечиваются с той стороны. Отдельно высвечиваются боковые витражи. Даже не знаю,  как мне больше нравится. Наверное при вечернем освещении всё-таки больше. 
IMG_20180807_233840

А вот ещё детали, совершенно незаметные, если не вглядываться. Справа — пол, покрытый мелкой мозаичной плиткой цвета топлёного молока. А по краям он обрамляется мраморной полосой, на которой едва-едва заметен как будто полустёртый от времени,  чуть вдавленный орнамент . Вы его видите на фото? Нет, вы его не видите. 
IMG_20180813_030250

И никто не видит. Надо присматриваться. Но его сделали. Это вот и есть круто.  
Я еле нашел ракурс, при котором он хоть как-то виден на фото.
IMG_20180813_130729

Вот покрупней. А так его вообще  практически не заметно. И это не потому, что он затёрся. Нет! Просто  для ар-нуво  это вообще не важно. Считается, что вам совершенно не нужно видеть  отдельно каждую деталь — каждая из них скромна и незаметна, но все они складываются у вас в голове на подсознании  и  создают общее ощущение  комфорта, красоты и дороговизны интерьера. Потом вы скажете: 
— Да, там очень  красиво. 
А что именно красиво вы и не сможете объяснить. Потому что всё красиво. Эффект 25-го кадра. 
IMG_20180807_233951

Вот ещё пример. На вид просто изящный  экран, закрывающий радиаторы отопления:
IMG_20180813_132638

Но, если присмотреться, то выясняется, что это орнамент из мотыльков (тоже одного из символов модерна):
IMG_20180813_132632

Ещё одно правило ар-нуво —  меньше цветов, больше оттенков — как у этой плитки, где используется 4 или даже пять различных вариантов серо-бежевого. Кстати реставрацию делали столь скрупулёзно, что  эту  плитку специально заказали  на той же, чудом уцелевшей венгерской фабрике, на которой её делали 100 лет назад при строительстве Дворца Грешема. 
IMG_20180807_233910

Обратите внимание на рамы и обработку стекла. 
IMG_20180807_233850

Лампы, окошки справа и слева от двери, зеркало в вытянутой раме на стене слева
IMG_20180807_233755

Вообще это не зеркало. Если присмотреться — справа видны петли. Сюда раньше вставляли  рекламу и вывески. 
IMG_20180807_233540

Прекрасный светильник и опять впукло-выпуклый узор на плитке на потолке.
IMG_20180807_233736

Это — межкомнатные окна. За ними конференц-зал или что-то в этом роде. Но это же произведение искусства! Посмотрите на фаску у стёклышек. Формула простая. Просто стекло стоит Х.  Стекло с фаской Х умножить   на 6. Почему? Во-первых работа (причём не простая), а во вторых, фаска смотрится тем выигрышней, чем она  шире и одновременно резче. Плавная фаска никому не нужна — она не будет заметна. А резкого  перепада  можно добиться только утолщая стекло. Отсюда и цена на материал. А риск испортить, разбить стёклышко во время обработки только  добавляет цену на работу. 
IMG_20180807_233721

Толстое стекло с фаской, матированный орнамент, витраж и всё это в одном из многочисленных маленьких окошек
IMG_20180807_233605

И да — втиснули миниатюрный витражик и сделали вот такое обрамление из мрамора.
IMG_20180807_233652

Все стёкла на  перегородках покрыты матовым орнаментом. Я думаю, это было травление кислотой.
IMG_20180807_233409

Но, кончено, в любом случае не плёнка, которую  примитивно  наклеивают в наши дни.
IMG_20180807_223334

А это дверные ручки стеклянных перегородок. Неровные, плавно струящиеся вниз.
IMG_20180807_223347

Красота?
IMG_20180807_204514

А тут и двери более тяжелые, а значит и ручки более толстые и солидные.
IMG_20180807_233549

Стыковки различных элементов. Обратите внимание, как всё органично сочетается друг с другом. 
IMG_20180807_223107

Или вот:
IMG_20180813_131557

А так, если приглядеться оформлены деревянные двери 
IMG_20180813_131551

А вот стеклянные двери холла
IMG_20180813_132256

В одной из частей холла мозаика повторяет рисунок перед лобби, но при этом  он другой. 
IMG_20180807_234040

Сравните тут и на фото выше
IMG_20180807_234326

Щупальца медузы плавно опутали ресепшн…
IMG_20180807_234317

Ну, если уж идти до конца, то надо было бы поставить ирисы, но ок, пусть будут орхидеи. 
IMG_20180807_234146

Лампа над ресепшн. Как выглядела  оригинальная, видимо, не удалось найти после 70 лет советской власти, но это и не страшно. Эта лампа современная, но тоже несёт в себе  природные мотивы — то ли медуза, то ли кристалл, то ли осколок царства Снежной Королевы. Они правильно сделали — нельзя отель превращать в антикварный магазин. Основа — полы, стены, перегородки — должны быть оригинальные, мебель и некоторые элементы вполне могут быть  современными.  
IMG_20180807_234333

Вот столики современные, но тоже вполне себе в стиле ар-нуво.
IMG_20180807_234209

Или вот  в холле стоят такие  арт-объекты. Всё это призвано подчеркнуть что отель не старческий, а современный.  Автор — армянский художник, который выиграл конкурс на украшение фойе своими работами.
IMG_20180807_204434

Заканчивая осматривать холл, невозможно пройти мимо вот этого камина
IMG_20180807_223239

Смотрите сколько слоёв мрамора и какой красивый рисунок получился
IMG_20180807_223309

Поднимемся на лифте на один из этажей
IMG_20180807_223202

Красиво оформленное панно с номерами этажей и   старорежимной стрелкой,   указывающей на каком сейчас находится лифт.
IMG_20180808_153221

Стенки кабины лифта  декорированы серебряной фольгой 
IMG_20180813_031231

Кнопки большие, металлические, шрифт разумеется, ар-нуво.
IMG_20180808_153238

Если же возвращаться к вниманию к мелочам — то смотрите как выполнены различные указатели.
Шрифт — ар-нуво. Буквы, конечно ,  из металла и конечно выпуклые.
IMG_20180807_233707

Или вот:
IMG_20180813_163210

Даже обязательные технические надписи на огнетушителях и противопожарных щитах выполнены специально разработанным шрифтом (и не таким как, к примеру,  указатели)
IMG_20180807_234914

Посмотрите , как  на чёрной лестнице обозначены этажи. 
IMG_20180812_225350

Белая выпуклая цифра, своего отдельного дизайна на белой стене. Лестница практически служебная, поэтому тут скромность и минимализм. 
IMG_20180813_130624

Но, понятное дело, насколько скромным и минималистичным позволяет быть дорогой и роскошный стиль ар-нуво
IMG_20180812_225401

Лепнина в виде гортензий
IMG_20180813_130637

Плавные изгибы и повороты решётки перил
IMG_20180812_225523

Перила
IMG_20180813_030026

Вот так «черная лестница» выглядит если смотреть снизу. Вверху всё заканчивается стеклянным куполом.
IMG_20180812_225626

А внизу выходом в лобби
IMG_20180812_225618

Через вот такую дверь
IMG_20180812_225719

Окна в лобби со стороны чёрной лестницы утоплены в стене, которая плавно обтекает окно:
IMG_20180813_131029

Лампы на  площадках этажей и лепнина на потолке вокруг них
IMG_20180812_225535

И витражи. Вот при вечернем освещении
IMG_20180813_030019

И вот при дневном:
IMG_20180813_125824

На каждом этаже разные витражи.  Это — единственный уцелевший витраж во всём здании.
Все остальные восстанавливали по оригинальным чертежам. 
IMG_20180813_125805

Обратите внимание на саму лестницу, выполненную из мрамора. 
IMG_20180813_030218

Какой  сложный рисунок ступеней! Ни одной одинаковой, в одном месте выпуклая, в другом вогнутая… И все сочетаются друг с другом чтобы подниматься и спускаться  по ним было  удобно.   Это значит, что каждую ступень рисовали отдельно, а потом по рисункам делали лекало и только потом  выпиливали из мрамора, подгоняя и шлифуя уже по месту.  И да, хочу напомнить — здание было построено без калькуляторов, сотовых телефонов, грузовиков, компьютеров и компьютерных программ, раций, электроинструмента  и пр.   за…   2 года. 
IMG_20180812_225434

Чтобы никто не поскользнулся, сверху каждая ступень обработана и стала шероховатой. Но чтобы смотрелось дорого, шероховатой сделали не край ступени (как делают сейчас), а всю её поверхность (что , конечно, значительно дороже), оставив кант из полированного мрамора, чтобы было красиво (что , конечно, тоже  значительно дороже).
IMG_20180812_225444

Но, если в одном крыле здания черная лестница оформлена по своему, а в другом крыле нужно тоже сделать лестницу, по законам ар-нуво она должна быть оформлена по другому. Никакой унификации.
IMG_20180813_131048

Когда-то тут был лифт, но его чертежи найти не удалось и его не смогли  восстановить. Оставили только оформление входных  дверей .
IMG_20180813_131148

Разумеется стекло толстое, с фаской. Всё как мы любим.
IMG_20180813_131101

IMG_20180813_131131

А это коридор с номерами. 
IMG_20180813_031328

Очень красивый светильник. На фото не видно, но плафон также с матированным орнаментом.
IMG_20180813_031423

Не всегда, но довольно часто в больших доходных домах, построенных в стиле ар-нуво присутствовал внутренний дворик.  Есть он и тут. Смотрите какие роскошные витражи.
IMG_20180808_120421

IMG_20180808_153407

Широкие деревянные короба  оформляют входные двери в номера
IMG_20180809_142910

Восстановили даже старинные, олдскульные  латунные панели с какими-то кнопочками и лампочками, а также блестящей кнопкой звонка в номер. 
IMG_20180807_234838

Входная дверь декорирована выпуклым орнаментом
IMG_20180807_234849

В номере справа шкаф — обратите внимание на резные наличники
IMG_20180808_174333

И вот как сделано самое сложное — узлы сочленения. Посмотрите сколько элементов  и как они все органично сходятся друг с другом.
IMG_20180808_153810

На стенах под потолком деликатная роспись
IMG_20180808_153531

Орнамент, конечно, ар-нувошный
IMG_20180808_153516

Посмотрите как сделан наличник стенного шкафа. Можно же было просто его сделать прямым и кому-какое дело до него. Но нет…  Сделали сверху чуть шире. Потом переход, дальше чуть уже. Острый угол срезан опять-таки характерным срезом-ложбиной.
IMG_20180808_153503

Ручки шкафа. Конечно никакого пластика. Только благородная латунь.
IMG_20180808_153820

Лампа на тумбочке, конечно, современная, но посмотрите как удачно она подобрана
IMG_20180808_153600

Основание — фарфор с растительным барельефом
IMG_20180808_153619

Особый трепет у  меня  вызывают двери в ванную комнату. 
IMG_20180808_174402

Это две узкие распашные створки.
IMG_20180808_153702

Безусловно было бы в  16 раз дешевле сделать одностворчатую или откатную дверь, но это было бы не так красиво. Поэтому дверей две (хотя ни малейшей необходимости в этом нет) и они полностью распахиваются на 180 градусов при помощи  специальных латунных петель 
IMG_20180808_153742

Если с внешней стороны двери в ванную выглядят так
IMG_20180809_120735

То со стороны ванной на дверях имеются зеркала, также оформленные штапиком в рамы .
Совершенно не практично (было бы удобнее смотреться в одно целое зеркало, чем в две половинки), но круто невероятно.
IMG_20180808_154028

Основания наличника дверей примыкают к мраморному полу с помощью вот таких штуковин — забыл как они называются, но это классика любого старого дома. Во Франции есть три классических элемента отделки,  используемых всегда и везде уже сотню лет и в неизменном виде до нашего времени:
а) Такая тяжелая штуковина, которой выдавливают на бетоне пупырышки чтобы не поскользнуться
б) Белый цвет, в который красят стены, двери, окна, косяки и наличники (это не просто белый, а определенный белый цвет, который есть в любом магазине и все  французы знают о каком именно белом цвете идёт речь)
в) Вот такие окончания плинтусов и наличников дверей. Они такие всегда и никакие не другие.
IMG_20180808_153843

Деревянные панели ванной комнаты также не могут быть просто деревянными панелями — они обязательно должны быть оформлены квадратами-прямоугольниками утопленными в плоскости
IMG_20180808_153854

В ванной комнате есть душ и , конечно, есть ванна. В душе пол имеет направляющие желобки  для воды, которые не случайно , а чтобы было красиво, сходятся лучами.
Кстати,  как в хорошем ресторане не может не быть декофеинированного кофе, так в хорошем отеле не может из крана с горячей водой течь холодная. Если вы зашли в душ и вам нужно ждать когда «сольётся» холодная вода и пойдёт горячая — значит отель только делает вид, что он хороший. В хорошем отеле не экономят и в трубу ставят специальный насос и пока вас нет — он гоняет по трубе воду, не давая ей остыть. Когда вы придете в номер и захотите принять душ — из крана сразу должна пойти  вода нужной температуры. 
IMG_20180808_153922

Чтобы вода не выливалась наружу сделан бортик из мрамора другого цвета с  уклоном в сторону душевой кабинки.
IMG_20180808_153937

Плинтус, отбивающий крашенную часть стены от мраморного фартука состоит из трёх частей-слоёв.
IMG_20180809_103450

Светильники вокруг раковины имеют матовый рисунок. Плафон, разумеется,  стеклянный.
Раковин, разумеется, две.
IMG_20180808_153952

На стене висит вот такой арт-объект. Белый на белом, без всякой рамы, он выглядит как  барельеф в стиле ар-деко, пришедший на смену  ар-нуво. 
IMG_20180808_174611

А теперь давайте покинем номер и спустимся вниз, в лобби, откуда начиналась наша экскурсия по этому уникальному отелю
IMG_20180807_234729

Большие круглые окошки загораются лапочками накаливания (никаких светодиодов — фу-фу-фу!) и показывают этажи
IMG_20180809_183254

За это время в лобби сменили цветы. Вместо орхидей появились герберы приятного цвета.
IMG_20180809_173755

А вот тот самый мужской клуб. Сейчас тут лобби-бар, но восстановлен весь декор начала 20 века.
IMG_20180807_234500

Сначала посмотрите на барную стойку. Помимо красивой никелированной  рамы, сразу привлекает внимание юбка толстого стекла…
IMG_20180813_125905

…с резьбой в виде каких-то высоких колосков и сидящих на них кузнечиков. 
IMG_20180813_125859

Вечером стекло с внутренней стороны подсвечивается мягким светом.
IMG_20180809_233413

А вот как выглядит этот «мужской клуб» . Справа — стекло с матированным орнаментом, а слева на стене изящное панно, повторяющее сюжет с кузнечиками. 
IMG_20180809_230727

Смотрите какая красота. Фон — серебряного цвета.  Тростник золотой. 
IMG_20180809_233031

Посмотрите как   деликатно и искусно  выполнен этот барельеф 
IMG_20180809_143140

— тростник тут и там переплетается, 
листья ломаются, создавая иллюзию совершенно натуралистичного пейзажа. 
IMG_20180809_143130

И очень милые кузнечики в одном-двух местах сидят себе на тростнике и как будто покачиваются в такт дуновениям ветра.
IMG_20180809_143055

IMG_20180809_143115

На прощание я скажу, что если вы будете в Будапеште, но жить будете в другом отеле — просто зайдите сюда  в лобби бар,  чтобы выпить стаканчик виски или бокал вина и полюбоваться всей красотой этого великолепного здания.  Поверьте, вы не пожалеете.
IMG_20180809_231502

Надеюсь,  мой рассказ был не слишком утомительным и вам было интересно.
IMG_20180807_223825




Читать на сайте: http://stepan-ivan.ru/2018/08/14/13-avgusta-ekskursiya-po-four-seasons-gresham-palace-budapest/